Новости
По дороге в Прагу
04.03.2015
Геннадий Габрилян, тренер зимней чемпионки мира в прыжке в высоту, победительницы Бриллиантовой лиги прошлого сезона Марии Кучиной, рассказал корреспондентам агентства "Р-Спорт" о подготовке своей ученицы к чемпионату Европы и ответил на многочисленные вопросы.

- Геннадий Гарикович, как вы будете настраивать Марию на грядущий чемпионат Европы – как на психологический старт или технический?
- Чемпионат Европы – это итог психологической и технической работы. Все старты нынешнего сезона у нас были и психологическими, и техническими. Так я пытаюсь выйти на пик формы. Но получится это сделать или нет, никто не знает. Никто еще не изучил человека так хорошо, чтобы это точно предвидеть. Я могу только надеяться, что подведу ее к Праге на пике. Пока интуиция меня сильно не подводила. Наверное, в этом и заключается искусство тренера. А идеального варианта нет.

- Журналисты любят спрашивать: на что рассчитываете на том или ином турнире? Получается, в прыжках в высоту ответа на этот вопрос нет?
- Сложно ответить на этот вопрос. Как бы ни был человек уверен в своих силах, если он дает однозначный ответ, то по той или иной причине его прогноз часто не сбывается. Невозможно прогнозировать. Может быть, это даже в силу суеверия. Более того, Мария сама этого никогда не скажет, потому что ее состояние на старте будет зависеть от многих  факторов. Если нет у нее адреналина, куража, ощущает себя как на тренировке, то это все моя ошибка. Значит, я не смог ее настроить, или привез не на тот старт. В любом случае это все моя зона ответственности. Если где-то она прыгнет очень хорошо, я буду рад, потому что это значит, я правильно все сделал. Но если, допустим, Мария прыгает плохо, тем более на основных соревнованиях, то это моя недоработка, и я никогда не буду винить ее, зная, что она полностью себя отдает тренировкам. Да и не может быть иначе – даже потому, что с ее образом я работаю вне ее воли.

- Каждого ли спортсмена можно в такое состояние погрузить, когда он готов на все?
- Чем дольше я работаю с Марией, тем больше прихожу к мнению, что можно найти подход практически к каждому человеку. Через сознание любого человека можно влиять на подсознание. Ставить определенную модель движения посредством влияния на образ. И неважно, какое это движение. Можно прыгать в высоту, танцевать, играть в теннис, стрелять из винтовки – это уже прикладные моменты, куда эту методику направлять. Это уже зависит от антропометрических данных, наклонностей человека – чем он будет заниматься. Но это в любом случае следствие.

Работу тренера со спортсменом я могу наглядно объяснить таким примером. Представьте, у меня в руках поднос – это тренер, а на нем шарик - это спортсмен. Я определяю наклоном подноса траекторию движения шарика, направляю, а он в свою очередь катится сам, беспрепятственно катится. А я всего лишь направляю. И у меня как у тренера есть два варианта. Я могу управлять подносом, и спортсмен сам найдет алгоритм движения. Я направляющий, спортсмен ведомый, но при этом самостоятельный. Другой вариант: я беру шарик в руку и передвигаю его по поверхности подноса в нужном направлении. Так вот, моя методика – это первый вариант.

- Но шарик же может быть неровным, шероховатым, колючим? Если человек "ощетинится", не будет воспринимать ваши установки?
- В моей системе шарик не может быть шероховатым. Шероховатость, если она есть, остается вне зоны работы с образом. Шарик и поднос - это и есть тот образ, о котором мы говорим, а шероховатость и щетина остаются за бортом этих мероприятий, и мы даже с ними не пересекаемся. Эмоции, капризы и тому подобное на этом этапе не играют никакой роли. 

- А у вас есть мысли о рекордных высотах? 
- Я с большой опаской подхожу к этой теме. Не знаю – то ли нам идти за рекордами, то ли абстрагироваться от этого. Но Марию всегда настраиваю так: надо просто прыгать. А все названия – чемпион, рекордсмен, слава, титул - все это второстепенно. Хочешь, купайся в этом, хочешь, не купайся, но основу ты должна беречь. То, чем мы занимаемся. Еще насчет рекорда я заметил вот что. Когда ты на него настроен, он не получается. И когда абстрагируешься, отгоняешь от себя эти мысли, тоже не то. Вообще я еще боюсь на эти темы рассуждать вот почему. Приходится анализировать какие-то ошибки, а я этого не люблю, так как они при этом могут укорениться в подсознании. Если Маша делает неудачный прыжок, я ей тут же говорю: забудь про него, работай дальше. Если речка течет, и на пути какой-то порожек, речка просто течет дальше.име. Вот где чудодейственный процесс работает.

Посностью интервью с Геннадием Гариковичем можно прочитать здесь

RusAthletics - Легкая атлетика России
При использовании информации с сайта гиперссылка обязательна.
Эл.почта: info@rusathletics.com
Обычная версия RusAthletics